Чем живет экономист и как работает бюджетирование на электросетевом предприятии.

Фото башни электропередачи
Как бюджетировать такие могучие услуги
Как дела в отрасли? В 1980-х годах наблюдался заметный подъем в области электроэнергетики страны. В результате произошло увеличение потребления электроэнергии. При этом выработка практически везде осуществлялась на давно устаревшем оборудовании. В 1990-е годы случился кризис отрасли: замедлился объем потребления, процесс обновления мощностей остановился вообще. Я помню те годы, тогда я была еще ребенком. И в моих воспоминаниях мой родной город выглядит очень депрессивно: покосившиеся деревянные столбы, ржавые трансформаторные будки и голодные кошки с собаками. В те годы нельзя было даже фантазировать о развитии отрасли. Ни один предприниматель не был озабочен повышением эффективности производства и потребления электроэнергии или энергосбережением. Частыми были случай с перебоями энергоснабжения. Росло бездоговорное потребление. Участились аварий на подстанциях, ТЭЦ, ГЭС. А у большинства людей не было денег, чтобы оплатить коммунальные расходы. Все это привело к необходимости преобразований в электроэнергетике. Главная идея реформы не может не нравиться: создать условия для развития отрасли путем привлечения инвестиций и сделать ее максимально эффективной. Реализовывать идею было решено вот так:
  • разделить направления деятельности в электроэнергетике на конкурентные (производство и сбыт электроэнергии) и естественно-монопольные (оперативно-диспетчерское управление, распределение и передача электроэнергии);
  • организовать в конкурентных видах деятельности рыночные отношения;
  • внедрить справедливое государственное регулирование, которое будет мотивировать предприятия к разработке программ оптимизации затрат и запуску инвестиционных проектов.
Конечно не все цели и задачи реформы были успешно реализованы, в частности «эффективное и справедливое государственное регулирование». Примером тому являются судебные разбирательства, оспаривающие решения регулирующих органов при установлении тарифов на услуги по передачи электрической энергии. Проблема состоит в том, что создание нескольких компаний на одной территории приводит к дублированию хозяйственных функций, зачастую интересы этих компаний пересекаются на одной территории — в одном городе на 150 тысяч жителей работают две, а то и три сетевые компании, занимающиеся обслуживанием сетей.   Как выглядит экономика нашего предприятия? Я работаю экономистом в одной из таких компаний, которая занимается обслуживанием электросетевого оборудования, основным видом деятельности которой является передача электрической энергии. Финансовый результат нашего предприятия зависит от
  1. установленного тарифа по передаче энергии – на него мы влиять не можем;
  2. объема передачи –планируем его основываясь на данных прошлых периодов;
  3. эффективности эксплуатации сетей и управления затратами – это то, чем мы управляем.
Тарифообразование — процесс довольно сложный, и как говорила выше, не вполне справедливый. Останавливаться на данном аспекте я не буду, расскажу, как мы работаем на основании принятых тарифных решений и управляем эффективностью эксплуатации сетей. Процесс бюджетного планирования начинается в сентябре, до 30 ноября проект бюджета выносится на рассмотрение Совету директоров компании. Тарифное решение утверждается в последнюю неделю декабря, процесс планирования основного бюджета завершается до конца января. 90% процентов дохода компании состоит из выручки, получаемой от оказания услуг по передаче электрической энергии, которая носит сезонный характер, доля выручки с октября по март составляет 66-70% ко всему годовому объему. Наша смета затрат состоит из следующих крупных статей:
Наименование статейВес статьи в смете, %
1.Расходы по текущей деятельности48.36
2Расходы на компенсацию нормативных потерь4.31
3Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо1.12
4Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)7.6
5Оплата труда работников      11.05
6Ремонт основных фондов 2.04
7Страховые взносы, взносы по социальному страхованию от НС и ПЗ3.22
8Амортизация основных средств 19.02
9Прочие расходы51.64
10Налог на имущество12.97
11Выбытие основных средств2.03
12Статьи, не включаемые в расходы по основной деятельности2.18
13Проценты по привлеченногому финансированию30.03
14Другие прочие расходы4.43
И за управление этими статьями и статьями выручки отвечают разные центры финансовой ответственности. Перечень статей для каждого ЦФО небольшой, за доходы и расходы они полностью ответственны от формирования закупки до полного исполнения обязательств. ЦФО самостоятельно в рамках лимитов создают в программе заявки на расход, отслеживают срок окончания договора   Кейс по бюджетированию ЦФО Управление реализации услуг. Управление реализации услуг отвечает за планирование: — объема реализации и выручки — нормативных и сверхнормативных потерь при передаче в количественном и стоимостном выражении. ЦФО при планировании выручки руководствуется установленным регулятором тарифом. При планировании объемов передачи применяется статистический метод – используются данные аналогичным прошлых периодов. Пример в таблице.
ПоказательЕд. изм.ЯнварьФевраль
Полезный отпусктыс.кВт∙ч275 414.06236 211.44
Средний тариф на услуги по передаче э/этыс.руб/тыс.кВт∙ч2.4272.427
Выручкатыс.руб668 429.92573 285.17
Всю эту информацию предоставляет руководитель структурного подразделения по месяцам в разрезе контрагентов. Я как экономист, принимая бюджет ЦФО, провожу анализ этих данных. Проверяю установленные тарифы. И делаю факторный анализ данных по объемам реализации – сравниваю с прошлым периодом и вместе с ЦФО анализирую причины отклонений. Руководитель ЦФО предварительно описывает отклонения в пояснительной записке. Факторы отклонений могут быть следующие: — изменение тарифа; — изменение погодных условий; — реализация программы энергоэффективности по некоторым территориям (установка автоматизированной измерительной системы комплексного учета электрической энергии); Планирование сопутствующей расходной статьи «Компенсация потерь» происходит чуть сложнее. Нормативные потери устанавливаются регулятором в процентном отношении к общему объему передачи электрической энергии по сетям. Тариф на компенсацию потерь также устанавливается на период регулирования.
Наименование показателяЕд. измеренияЯнварьФевраль
Объем потерь электрической энергии в сетях тыс.кВт∙ч18 053.5312 160.97
Средний тариф на компенсацию потерьтыс.руб./тыс.кВт∙ч2.1882.188
Стоимость затрат на оплату потерь в сетях тыс.руб39 501.1226 608.2
Далее это же ЦФО планирует сопутствующие доходы и расходы, в общей структуре они достаточно незначительны (0,05%) и связаны с оказанием услуг по ограничению или возобновлению режима энергоснабжения потребителей. Говоря о финансовой структуре нашего предприятия можно отметить, что она достаточна динамична и подвержена влиянию каждого нового руководителя финансового управления.  Поэтому на сегодня мы опять на пути совершенствования управления данной структурой, запускаем процесс автоматизации, настраиваем связи.
Интересная статья? Расскажите друзьям!
Facebook
Telegram
Twitter
VK
Google+

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *