Зачем вообще компаниям нужны экономисты?

Экономистам неплохо платят. На рынке труда в Москве сейчас специалисты 25-27 лет, которые способны отвечать хотя бы на какие-то вопросы на собеседовании, просят 80-100 тысяч рублей в месяц, если экономист вообще ничего не соображает и работал в колхозе, где складывал в екселе три цифры, он просит 50 тысяч. И предприятия набирают много экономистов. Блоки экономики и финансов сопоставимы по численности с блоками снабжения материально-техническими ресурсами. И если необходимость блока снабжения для предприятия не вызывает вопросов, то зачем всем нам экономисты – вопрос дискуссионный.

Я, конечно, сама экономист и у меня есть много фантазий на счет того, зачем я нужна бизнесу. Однако, я часто имею дело со студентами экономических факультетов, они приходят к нам на практику, и я всегда спрашиваю студентов об их профессии – понимают ли они, чем собираются заниматься, и какова их задача на предприятии. Студенты абсолютно всегда в ответ таращат на меня глаза, некоторые пытаются выкручиваться и воспроизводят какой-нибудь произвольный набор просто слов вперемешку с экономическими терминами, а потом признаются, что не знают.

В двух компаниях, где я работала мне доводилось участвовать в опросах бизнес-блоков о блоках-сервисах. Как вы думаете, чем занимается блок экономики и финансов, в чем от него польза? Ответы как правило оскорбляют мое профессиональное достоинство: экономисты рисуют какие-то таблички и что-то считают. Если продолжить эту беседу, то абсолютное большинство производственников или коммерсов предложит уволить всех экономистов и получить от этого прибыль.

Если задать такой вопрос молодым практикующим экономистам – скажут про эффективность бизнеса и обеспечение менеджмента информацией для принятия решений. Это они уже на конференциях и корпоративных обучающих курсах наслушались.

Опытные же экономисты, уже утратившие иллюзии и более менее понявшие, чем живет предприятие, всегда готовы признать, что их деятельность зачастую неэффективна, хаотична, направлена на рутинные трудоемкие, никому ненужные процедуры (а именно этим является современная отчетность). И опытные экономисты очень часто согласятся с коммерсами и производственниками – нас можно разогнать и бизнес даже не заметит.

И будут не правы.

У нашей профессии и в наших буднях много проблем, некомпетентности и неэффективных операций, однако, это точно временное явление и вызвано оно пережитыми несколькими десятилетиями кризиса «социалистического» способа производства и экономического образования. Скорее всего.

Хотелось бы думать, что экономические ВУЗы в ближайшее время наладят связи с бизнесом и смогут готовить специалистов с глубокими знаниями для конкретных задач. А практикующие экономисты вдохновятся своей работой и сформируют практические подходы, которые по-настоящему создавали бы добавочную стоимость. Наша работа аналитическая. Мы лучше других знаем, что для управления предметом, необходимо о нем думать: анализировать, собирать его в кучу, потом декомпозировать, рассматривать его части, классифицировать их, распутывать их взаимосвязи — овладевать его природой и воздействовать на него.

Анализируя наши задачи на предприятии на самом базовом уровне можно размышлять классически:

  1. Предприятие осуществляет производство, используя средства производства: земля, капитал, труд, предпринимательский талант.
  2. Наша цель – получить прибыль. Ее можно максимизировать, увеличивая выручку и снижая себестоимость.
  3. Подумаем в сторону снижения себестоимости. Себестоимость зависит от стоимости владения средствами производства.
  4. Наша работа должна быть направлена на анализ стоимости владения средствами производства. Проанализируем, увидим возможности для оптимизации – снизим себестоимость. И мы полезны бизнесу.
  5. Вы владеете или арендуете землю? Вы давно анализировали альтернативу покупки/аренды?
  6. В порядке ли ваш капитал – активы? Вы давно выгружали из ERP перечень объектов основных средств и раздумывали над ним? Все ли здания используются, и не простаивает ли что-то пустым с подключенными коммуникациями? Может, пора что-то сносить или сдавать в аренду?

Как у вас с учетом основных средств? Если вы сейчас захотите вывести на аутсорсинг какую-нибудь функцию и вам необходимо будет отдать аутсорсеру, например, эстакаду налива продукта, вы сможете сразу выдать перечень основных средств из учета, или у вас там бардак? Вы можете сказать, сколько стоит обслуживание разных видов насосов и какой из них выбрать при следующей покупке?

Много ли запасов у вас сгнило в этом году, потому что в прошлом году вы закупили лишнее для ремонта?

Давно ли вы проводили факторный анализ норм потребления сырья и основных материалов? Регулярно ли ваши технологи проводят опытные пробеги с новыми реагентами или вы уже 10 лет пользуетесь одним пакетом? А как все устроено на соседнем производстве?

Какую дебиторку вы считаете просроченной? Почему она у вас есть?

У вас на счетах есть деньги, они приносят вам доход?

  1. Как дела с использованием труда? Приходилось ли вам анализировать производительность труда на вашем предприятии? У нас у всех есть проблема – нет базы для сравнения, однако, можно анализировать динамику показателей. Давно ли вы считали фондоотдачу или рентабельность затрат на персонал? Боюсь, что фондоотдача осталась только в нафталиновых учебниках, а современные экономисты кроме EBITDA ни один показатель не используют.

Знаете ли вы оптимальна ли численность персонала ваших вспомогательных производств? Или, если речь, например, о компании, которая занимается оценкой недвижимости, то придумали ли вы показатели эффективности для своих оценщиков – например, количество отчетов об оценке в неделю?

Сколько стоит труд привлеченного персонала? Вы знаете, какова численность регулярно привлекаемого персонала подрядчиков на вашей площадке? Анализировали ли вы их производительность? Сравнивали ли стоимость их человеко-часа со стоимостью человеко-часа ваших собственных сил?

Эффективно ли вы закупаете разовые услуги? Как вы анализируете эту эффективность?

 

Признаюсь, что я точно в своей работе упускаю большую часть этих вопросов. Могу о них раздумывать только теоретически на досуге и мне никогда не хватает времени и сил на их основательную проработку.

Например, никогда не было времени на наведение порядка в учете основных средств или запасов. Мы зачастую реализуем небольшие инвестиционные проекты как капитальный ремонт, и у нас в учете теряются некоторые основные средства. У нас нет инвентарных номеров на половине объектов движимого имущества, и при этом ежегодные инвентаризации всегда успешны. И мы вот уже пять лет не можем завершить внедрение модуля учета технического обслуживания и ремонта в нашей ERP и наконец уже анализировать эти затраты в разрезе основных средств. А для фондоемкого производственного предприятия это важно, так как это весомая потенциально управляемая часть наших затрат.

При этом мое подразделение успешно практикует факторный анализ переменных затрат, анализ стоимости услуг подрядчиков и аутсорсеров, и мы начали осваивать риск-анализ, анализ производительности труда и анализ бизнес-процессов.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *