Делаете бизнес план по 5 месяцев в году? Пора это менять!

Фото с болотом

Работа экономистов на 99% предприятий сводится к формированию бюджета, его корректировкам и закрытию отчетности.

Согласны с нашей оценкой или у вас другая ситуация?

Это рутинные, по большей части механические процессы, которые мало увлекают экономистов и делают нашу жизнь серой и монотонной.

Многие из нас уже забыли, что наша профессия – творческая. Цель нашей профессии – анализ.

Анализ – это интересно, это каждый день по-разному. Чтобы анализировать бизнес,

  • нужно включать мозг и не мыслить по шаблону,
  • нужно использовать и теоретические знания по микроэкономике,
  • и решать системы уравнений (да, те из нас, кто и правда занят анализом, зачастую решают уравнения),
  • нужно понимать бизнес, в котором работаешь,
  • и каждая решаемая задача приводит к все более глубокому пониманию бизнеса, знанию своего предприятия, всех его функций и это очень приятно.

Такую работу невозможно не любить.

Кроме того, работа таких экономистов приносит предприятиям прибыль, потому что в результате анализа экономист получает информацию, которая нужна управленцам.

Управленцы, сотрудничая с такими экономистами, принимают классные решения и предприятие зарабатывает деньги.

Поэтому такие экономисты становятся лидерами на предприятиях, их уважают и с ними сотрудничают блоки продаж и производства.

Такие экономисты имеют высокие зарплаты и премии, и довольны своей работой.

К сожалению, так работает лишь небольшое число экономистов сейчас в России.

Я работаю в блоках экономики и финансов производственных предприятий 15 лет, а последние 8 лет руковожу экономической функцией. И на трех предприятиях где я работала, мне приходилось тащить функцию по пути от механической работы с отчетностью к аналитической работе.

Все мой друзья – экономисты с такой же судьбой. Все экономисты, которые приходили ко мне на собеседования (а их сотни, потому что приходится менять команду, чтобы сделать из экономического блока аналитиков) рассказывают о тех же проблемах. Поэтому скорее всего я не ошибаюсь в своей оценке.

Например, мой последний работодатель Газпромнефть два года назад инициировал проект по реформированию процесса бюджетирования. Вообще, давно было пора, потому что процесс бюджетирования уже давно превратился в монстра длинной в 8 месяцев. И все оптимизации процесса, которые работали в дочерних обществах (например, в моем), были малоэффективны, так как являлись частью большого неэффективного процесса.

Как изменить процесс бюджетирования

С какой стороны, на мой взгляд, стоит браться за эту задачу? Согласно моей практике тут три основных аспекта.

Первое.

Оптимизация методологии бюджетирования, и здесь нужно вспомнить классическую схему бюджетов и найти свои пробелы.

Бюджетные модели, используемые сейчас на российских предприятиях, не выдерживают такой простой проверки.

В них обычно потеряны огромные куски.

Вебинар по новому бюджетированию FREE

Разберем вопросы оптимизации методологии и процесса. Расскажем о нашем практическом опыте на производственных предприятиях. 28 марта в 20.00
Например, бюджет затрат никогда не бывает классически связан с бюджетом покупок. И мы никогда не делаем логично связанный с исходными данными баланс. И в результате коряво планируем налоги и не оптимизируем их.

Сначала – методология, потом – автоматизация. Мы отбросили снобизм и используем excel, для среднего нефтезавода его хватает. 

Пример базы данных для бизнес-плана

Второе.

Оптимизация работы с данными, и тут пора приобщиться к цифровизации и научиться работать с базами данных.  

Я ни в коем случае не призываю ввязываться опять в проекты автоматизации. Наоборот, я считаю, что каждый плановый отдел должен сначала сделать хорошую полную современную модель в excel, проработать в ней год. И, если сбор всего бизнес-плана в этой модели будет происходить за 3 часа, только тогда можно приступать к автоматизации.

Да, я полностью уверена, что цифровизация – это в первую очередь логика, математика и данные, а не программное обеспечение. И 90% экономистов не умеет работать в excel.

Проверьте себя: если у вас бюджетная модель состоит из кучи файлов, связанных прямыми ссылками – вы не используете excel по назначению, погуглите olap.

Третье.

Реинжиниринг процесса бюджетирования. Процесс, который формировался эволюционным путем в течение лет 20 на вашем предприятии гарантированно содержит в себе огромное количество атавизмов – лишние шаги и подпроцессы, лишние участники и объекты.

Наши задачи – это оптимизация взаимодействия с людьми, сокращение уровней согласований, повышение экономических компетенций и ответственности ЦФО.

Понравилась статья? Расскажи коллегам!

Facebook
Google+
Twitter
VK
Telegram

2 комментария к “Делаете бизнес план по 5 месяцев в году? Пора это менять!”

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *