Управленцы и экономисты: почему не получается синергия

Картинка с бумажным корабликом
Самая драматическая проблема, с которой я и мои коллеги-экономисты сталкиваемся на предприятиях среднего и крупного российского бизнеса: управленцы имеют низкие компетенции в микроэкономике.
И в связи с этим экономисты и управленцы плохо понимают друг друга.

А когда экономисты и управленцы друг друга плохо понимают, все экономические инструменты на предприятии работают плохо. А бизнес упускает возможность получить конкурентные преимущества.

На российских современных предприятиях до сих пор плохо работают базовые технологии:

  • бюджетирование остается трудоемким и его цели размыты,
  • управленческий учет полон методологического бардака, ручных операций и так и не автоматизирован,
  • управленческая отчетность не помогает руководителю сформировать комплексное видение происходящего и принимать решения.

Большинство руководителей российских предприятий внутри уверены, что, если бы они уволили своих экономистов прямо сегодня, ничего бы ужасного для бизнеса не случилось.

При этом предприятия продолжают тратить деньги на содержание штата экономистов, на закупку ERP-систем, на экономический консалтинг и много чего еще. Потому что должны же экономические инструменты когда-нибудь заработать?

Однако, если даже на предприятии удастся построить работающую систему сбора и анализа информации, экономисту всегда нужен менеджер, который на основе этой информации сможет принимать решения.

Приведу классический пример из своей практики.

Крупная компания, занимающаяся сетевым строительством, имела штат экономистов, ERP и условно работающие процессы бюджетирования и формирования управленческой отчетности.

Однако, топ-менеджмент каждое утро на оперативном совещании использовал для принятия решений следующие источники информации:

  • листочек бумаги, с выписанными на нем руками остатками на счетах,
  • записи о выполняемых проектах в записной книжке,
  • и калькулятор.

У менеджеров не было другой практики принятия решений, потому что так они работали вот уже 20 лет. Но изменяющаяся окружающая среда, все более агрессивный рынок и увеличение числа проектов год за годом предъявляли все более высокие требования к объему памяти и записной книжки управленцев.

И они все чаще думали, что пора бы уже заставить экономистов хотя бы отчет по денежным потокам сформировать в таблице и в разрезе по проектам.

И однажды под эту задачу было решено привести нового финансового директора и целую команду людей. Которые за 2 месяца смогли сделать тот самый ДДС по проектам.

Однако, как оказалось, новые данные поставили перед менеджментом огромное количество новых вопросов, которыми надо было заниматься. На этих данных стали ясно видны убыточные проекты и неверно принятые решения. Появилась необходимость это обсуждать и корректировать подходы в работе.

Мы все вроде бы этого и хотим. Но на практике не все к этому готовы.

И компания вернулась к интуитивному управлению на основе заметок в записной книжке.

Очень часто руководители не готовы к потоку новой информации и не готовы принимать быстро нетрадиционные решения.

И очень часто у руководителей нет компетенций для работы с экономической информацией. Это реальность, которую нужно признать и которую нужно изменить, именно тогда российский бизнес получит шанс повысить свою эффективность:

Если вы руководитель или владелец среднего бизнеса, проверьте себя:

  • умеете читать баланс предприятия?
  • давно ли вы анализировали баланс своего предприятия?
  • знаете, зачем нужен отчет о прибылях и убытках?
  • понимаете разницу между маржой и операционной прибылью?
  • знаете, куда девается ваша прибыль и почему не становится деньгами на вашем счету?
  • давно сверяли сумму заработанной прибыли и денег?
  • вы сосредоточены на улучшениях и развитии своего бизнеса или топчетесь на одном месте?

Если эти вопросы оказались для вас сложными, вам срочно надо искать проблему в себе. Ни один экономист не сможет принести пользу вашему предприятию, потому что вы не поставите ему правильную задачу и не направите его работу в нужное русло.

Пора учиться.

Понравилась статья? Поделись с коллегами!
Facebook
Google+
Twitter
VK
Telegram

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *